
Один из авторов писал, что сам-то он не смог больше оставаться в ночном клубе; после известий о трагедии он ушел домой, размышляя о любимом им городе Стамбуле и во что он превращается благодаря терроризму, и почему остальные посетители просто продолжили танцевать.
Собственно, вот тут уже и содержится некоторый ключ к пониманию автора: для него эти события имеют какую-то личную окраску, поэтому он переживает, но при этом он не учитывает того, что для других людей - это просто одна из многочисленных трагедий, происшедших за последнее время и происходящих где-нибудь на земном шаре едва ли не ежедневно. Не говоря уже о том, что пели и танцевали люди даже на войне, когда смерть всегда была рядом, - без этого человек просто не может жить.
Каждый раз, когда происходит какая-нибудь трагедия, обязательно находится группа людей, считающая скорбящих по головам и одновременно считающая нужным заметить: "Аааа! Вот трагедию в Париже они обсуждают... А в Сомали (ЦАР, ЮАР, Ливия, Сирия, Турция - нужное подчеркнуть) даже не заметили".
Впервые психологи заинтересовались тем, что выглядело как массовое отсутствие сочувствия, в 1964 году после убийства в Нью-Йорке молодой женщины Китти Дженовезе (другая транскрипция Дженовиз). 38 её соседей видели из окон, как её убивали, но никто не позвонил в полицию. В психологии даже появился термин - синдром Дженовезе.
И, хотя описанная ситуация отличается от трагедий последних дней, выводы, сделанные исследователями, не устарели. Суть их в том, что массовое переселение из деревень в города, т.е. урбанизация несет в себе огромный стресс для человека, к которому психика не успевает адаптироваться. Апатия свидетелей на самом деле была одной из реакций на жизнь в большом городе.
( Read more... )